Итоги технологических трендов для бизнеса
Инфопортал Гильдии Маркетологов :: Новости и обзоры :: Блоги, деятельность, публикации членов Гильдии Маркетологов :: Максим Маклай
Итоги технологических трендов для бизнеса
Оглядываясь на десять лет назад на заголовки газет того времени, мы вспоминаем, как в тот далекий момент большая часть мира все еще боролась с катастрофической рецессией. В технологическом секторе промышленности компания Oracle объявила о приобретении Sun Microsystems, корпорация Apple готовилась к запуску мобильного цифрового устройства iPad, а опасный компьютерный вирус того времени под названием Stuxnet менял правила кибербезопасности.
Именно в то время «Делойт Консалтинг» готовилась к выпуску первого ежегодного отчета о тенденциях в области технологий. Это начинание заложило основы последующих публикаций «Технологические тренды современности». Оно было принято радушно основной аудиторией, интересующейся такими обзорами – ИТ-директорами и техническими директорами компаний. Все они чувствовали те невероятные темпы технологических изменений, которые происходили на глазах у всех, и то глубокое влияние, которое эти технологические изменения оказывали на весь бизнес.
В то время целью обзора технологических тенденций, подготовленных «Делойт Консалтинг», была помощь в удовлетворении потребностей и амбиций бизнеса, руководители которого стремятся оседлать стремительную волну технологических изменений, используя её для прорывных решений в своей отрасли. В том докладе были главы об облачных технологиях, кибербезопасности, Интернете вещей, надвигающемся влиянии мобильных устройств на развитие бизнеса и об ориентированном на пользователя дизайне продуктов. Это были темы, которые в то время казались людям потрясающими и фантастическими.
Примечательно то, что многие вещи, которые казались такими невероятными 10 лет назад, теперь являются основополагающими. Так облачные технологии благодаря усилиям таких компаний как Netflix и других фундаментально изменили то, что мы думаем об облачных вычислениях. Облачные сервисы стали использоваться повсеместно, в том числе и такими гигантами как Amazon, Google, Microsoft.
Но 10 лет назад большинство сомневалось в перспективности облачных технологий, задаваясь вопросами: «Насколько это может быть полезно? Действительно ли это будет работать?»
Облачные сервисы
Если обзорно взглянуть на возможности, которые поставщики облачных услуг создавали и предоставляли пользователям, то становится ясно, что уровень этих возможностей увеличивался с течением времени. Широта диапазона облачных сервисов, уровень их производительности сейчас предоставляет пользователям огромные возможности того, что мы можем сделать в облаке. Одна из нынешних тенденций в этом году касается бессерверных операций в облаке. Это на самом деле не означает, что нет серверов. Это означает, что все чаще организации получают возможность передать управление ИТ-подразделениями на аутсорсинг поставщикам облачных услуг и другим пользователям и больше сосредоточиться на том, как они получают добавленную ценность от того, что они производят.
Таким образом, если вы посмотрите на то, что происходит, на те возможности, которые предоставляются, вы увидите, что информационные технологии все больше и больше позволяют компаниям уйти от мелочей ИТ и сосредоточиться на развитии своего бизнеса, на том, что на самом деле происходит в деловом мире, но том, что помогает бизнес-проектам достигать успехов в будущем. Во многом это действительно позитивная тенденция, которую мы наблюдаем за последние 10 лет. Увеличение возможностей позволяет больше внимания уделять основной деятельности.
Оглядываясь назад, мы можем видеть ценность этих инноваций. И хотя не все понимали их смысл и перспективность, удивительно, как быстро компании в разных отраслях и регионах справились с задачей их внедрения. И теперь они готовы двигаться дальше к новый цифровому ландшафту.
Постоянной темой каждого отчета «Технологические тренды современности» была растущая, часто умопомрачительная, скорость изменений. Десять лет назад многие компании могли достичь конкурентных преимуществ, принимая инновации и тенденции, которые уже были в стадии разработки. Сегодня такого реактивного подхода уже недостаточно. Чтобы оставаться на острие инноваций, компании должны методично работать, чтобы почувствовать новые тенденции и возможности, определить свои амбиции на будущее и спланировать путь за новые цифровые горизонты.
Но остается открытым вопрос: как мы можем воспринимать и действовать в будущем, которое остается неясным? Хорошей новостью является то, что большая часть технических прорывов, которые каждый из нас переживает ныне и, вероятно, будет испытывать в будущем, понятна и осознаваема. Сегодня наиболее перспективные технологические тенденции базируются на девяти мощных макросилах, которые формируют основу технологических инноваций, прошлых и настоящих. Так некогда прорывные новшества, такие как облачные сервисы и автоматизированная аналитика, стали основополагающими компонентами бизнеса и ИТ-стратегий. Развития технологии реинжиниринга, переосмысление основных систем управления бизнесом, обновление технологических и программных платформ, превращение кибернетики в стратегическую функцию любого современного вида деятельности теперь являются критическими элементами цифровой трансформации. И, наконец, три последние тенденции: блокчейн, когнитивная и цифровая реальности уже готовы стать макросилами сами по себе.
Рынок облачных сервисов в России только начал свое формирование. Его размер в денежном выражении не превышает 1 % от мирового объема. Но тем не менее этот рынок показывает хорошие темпы роста.
Согласно предварительной оценке iKS-Consulting, по итогам 2018 года российский рынок облачных сервисо вырос на 25% по сравнению с 2017 годом и достиг 68,4 млрд руб. На сегмент Software as a Service (SaaS, программное обеспечение как услуга, доступная через Интернет) пришёлся основной объем рынка, достигший почти 70%. Ожидается, что в ближайшие годы этот сегмент будет расти в среднем на 23% в год и по итогам 2022 года может достичь 155 млрд руб. В другом сегменте рынка Infrastructure as a Service (IaaS, серверы, хранилища данных, сети и операционные системы в облаке) Россия стала экспортером облачных услуг. Так в выручке этого сегмента на зарубежных заказчиков приходилось 2,2%, или 380 млн руб. В сегменте SaaS доля зарубежных клиентов в выручке отечественных облачных провайдеров выше и составляет 5,1%, или 2,4 млрд руб.
25% | 68,4 | 70% | ||
Составил рост российского рынка облачных технологий в 2018 году | Такой объем российского рынка облачных технологий (в млрд. руб.) | Такая доля рынка приходиться на сегмент "Software as a Service" |
По данным TAdviser сейчас в России около 60% предприятий различного масштаба уже используют облачные сервисы. Основными стимулами, подталкивающими бизнес к использованию облачными технологиями в России, являются замедление экономического роста и потребность в экономии средств. В iKS-Consulting отмечают высокую активность в переходе к облачным сервисам компаний среднего и малого бизнеса, которые с помощью облаков могут оптимизировать свои ИТ-бюджеты, отказываясь от капитальных затрат в компьютерную технику и программное обеспечение.
Наиболее популярными поставщиками облачных услуг SaaS являются amoCRM, CallbackHunter, DaOffice, InSales, Jimdo, JivoSite, LiveTex, LPgenerator, MANGO OFFICE, SeoPult, UMI, Webinar.ru, YouScan, «Битрикс24», «Контур-Экстерн», «Мегаплан», «Мое дело», «МойCклад», «Телфин», «Эльба». Известных в России поставщиков услуг IaaS меньше. К наиболее крупным относятся следующие компании: Ростелеком, Softline, DataLine, Крок и Selectel.
Технология блокчейн
Поясним для непосвящённых, что блокчейн – это протокол, который был создан для поддержки криптовалют, таких как биткоин и другие. Но функции этого протокола на самом деле намного шире, так как он способен поддерживать распределенную базу данных, способную обеспечивать работу с любой распределенной криптовалютой. Основной смысл и ценность технологии блокчейна заключена в следующих трёх словах «консенсус распределённых реестров». Поясним, что это означает.
Все мы знаем, что такое бухгалтерский учёт. Это способ отслеживания активов и пассивов компаний с помощью реестров данных. И в случае с блокчейн, эти активы могут быть цифровыми, такими как цифровые медиа или идентификаторы, цифровые подписи, которыми, например, пользуются при обращении к государственным услугам, или это может быть цифровой способ отслеживания физического актива. Так внезапно у людей появился цифровой способ учёта, например, произведений искусства или чего-то в этом роде. Смысл цифровых реестров данных в том, что они не ограничивается только валютой, такой как биткойн. Просто криптовалюта сделала модной эту технологию. В распределённых реестрах могут храниться электронные медицинские записи, лицензии на земельные участки или какие угодно иные документы. Это, во-первых. И что важно, если мы можем записывать эти активы, тогда, возможно, мы можем также вести обмен этими активами. Мы можем назначить правила для тех активов при обмене ими между банками, правительственными ведомствами или корпорациями, что позволит полностью контролировать все целостные взаимодействия между ними. Это всё, что касается реестров.
Распределённость реестров блокчейна и их консенсус – это то, что делает эту технологию отличной от обыкновенной общей базы данных или системы, которой пользуются или управляют крупные банки или правительства стран. Блокчейн обладает особыми характеристиками, такими как наличие копий реестра у каждого пользователя, обязательное использование криптографии и специального программного обеспечения для сохранения целостности реестра, а также использование гибкой настройки доступа к данным, благодаря которой вы можете решить, кто может иметь доступ к отдельным блокам и частям реестра.
Важность технологии блокчейна возросла именно в наше время отчасти потому, что блокчейн – это часть технологии, которая позволяет выполнять реинжиниринг бизнес-процессов (BPR) через границы компаний. Это особенно важно для сетевых пространственно распределённых компаний, которые используют одни и те же реестры распределённых данных.
В России бизнес только изучает возможности технологии блокчейн. По мнению экспертов TAdviser блокчейн будет востребован в системах голосования и системах принятия решений. Например, московский сервис электронных референдумов «Активный гражданин» уже использует блокчейн. Блокчейн необходим и в корпоративном управлении, в процессах протоколирования, в контроле за движением денежных средств. С учетом международных проектов, создаваемых в России число компаний, предоставляющих доступ к технологии управления распределёнными реестрами данных блокчейн может составлять от 70 до 100 единиц.
Основные сферы деятельности блокчейн-компаний России — это обработка данных, использование вычислительной техники, разработка ПО, правовая деятельность, консультирование в области компьютерных технологий
Машинное познание (искусственный когнитив)
Отдельно следует сказать о понятии «когнитива», которое было введено «Делойт Консалтинг» в качестве обозначения широкого класса технологий, использующих искусственный интеллект. В этот класс технологий входят машинное обучение и робототехническая автоматизации процессов. Основной тренд сегодня связан с налаживанием понимания между человеком и машиной таким образом, чтобы человек мог разговаривать с машинным интеллектом на своём естественном языке. Ещё одни тренд в развитии когнитива – это предугадывание развития событий искусственным интеллектом. Машинное познание не просто даёт нам лучшее представление о том, что произошло или что в данный момент происходит, на чём, собственно, исторически и ориентирована аналитика, кстати говоря, которой многие компании и по нынешний день недостаточно овладели, но когнитивная идея состоит в том, что мы можем использовать эти передовые методы, чтобы не просто визуализировать и понимать происходящее, но и начать прогнозировать то, что может или должно произойти.
Машинный интеллект может начать рекомендовать человеку, что ему следует сделать, исходя из спрогнозированных сценариев развития ситуации. Этот сдвиг машинной аналитики от «я вижу» к «я управляю» может использоваться в бизнесе очень широко: от финансовых и ценовых решений до управления автопилотом легкового автомобиля. В этом и состоит проявление и смысл развития искусственного интеллекта до уровня машинного познания (или когнитива в терминологии «Делойт Консалтинг»).
С потребительской точки зрения машинное познание позволит людям вести диалог с техникой на привычном, естественном языке. Машины будут узнавать людей с помощью технологии распознавания лиц и предлагать им рекомендации и услуги в соответствии с потребностями людей. С точки зрения бизнеса всё больше и больше рутинных и административных функций будут выполнять компьютеры в автоматическом режиме. Они будут принимать разумные решения и оставлять персоналу более интересную, сложную и творческую работу.
Давайте приведём пример использования искусственного интеллекта на практике. Представьте себе современную клинику аллергологии. Она будет напоминать комбинацию между технологическим стартапом, исследовательским институтом и традиционным медицинским учреждением. ИИ в ней будет использоваться не только для снижения стоимости обнаружения аллергенов, но благодаря ИИ медики клиники смогут понять на индивидуальном уровне, что вызывает аллергию: какие особенности физиологии человека, элементы окружающей среды, заболевания, которые перенёс пациент или лекарства, которые он принимает. Цель такого взаимодействия искусственного интеллекта и профессиональных врачей – полное устранение болезни. Так ИИ постепенно будет переходить от помощника в том, чтобы постепенно делать что-то лучше, в неотъемлемую часть бизнеса и нашей жизни.
Мировой рынок ИИ и машинного обучения в 2018 году составил $2,5 млрд, к 2024 г. он вырастет до $137,2 млрд. Более 30 стран в мире признали критическую важность ИИ и приняли соответствующие национальные стратегии. В сфере развития машинного обучения и искусственного интеллекта Россия на общемировом уровне выглядит как новичок. Так в 2018 г. объем рынка ИИ-технологий в России составил 2,1 млрд руб. (0,2% от мирового). А к 2024 г. он увеличится до 160 млрд руб. (1,8% от мирового). Объем российских инвестиций в развитие ИИ в 2018 году составил менее 1% от мировых. Также на уровне от 1% от мировых находится количество патентов в области ИИ и посвященных этой тематике научных статей.
2,5 | 137,2 | 2,1 | 160 | |||
Объем мирового рынка ИИ и машинного обучения в 2018 (в млрд. долл.) | Прогноз объема мирового рынка ИИ на 2024 (в млрд. долл.) | Объем российского рынка ИИ и машинного обучения в 2018 (в млрд. руб.) | Прогноз объема российского рынка ИИ на 2024 (в млрд. руб.) |
Потенциал развития российских ИИ-технологий оценивается как высокий. Такие прогнозы сделаны с учётом высокой физико-математической подготовки специалистов в этой области, мощной научной школы в области математики и естественных наук, созданной ещё в советское время, что неоднократно подтверждалось первыми местами российских студентов на международных конкурсах по программированию, а также лидирующими позициями России в сфере в области машинного зрения.
В конце мая 2019 года было объявлено, что на базе Российской венчурной компании (РВК) началась работа технического комитета (ТК) по стандартизации технологий искусственного интеллекта (ИИ). Ему предстоит рассматривать и решать вопросы, связанные с нормативно-техническим регулированием прикладного использования технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Этот комитет объединит специализированные отраслевые организации, государственный сектор, научно-исследовательские и образовательные учреждения с целью национальной, транснациональной и международной стандартизации технологий ИИ. ТК создан при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и Росстандарта.
Также и в российских компаниях машинное обучение используется не столь повсеместно, но конкретных примеров тому уже можно назвать достаточно.
DevSecOps
Технология DevSecOps является фундаментом нынешних технологий при разработке ИИ-решений. DevSecOps – это естественный следующий шаг DevOps, которая базируется на идее о тесной взаимозависимости процессов разработки и эксплуатации программного обеспечения и нацелена на то, чтобы помогать организациям быстрее создавать и обновлять программные продукты и услуги. Было обнаружено совместными командами по разработке программного обеспечения, что в ряде организаций работа по написанию кода, отвечающего за безопасность ПО, была чем-то, что происходило в самом конце процесса и что занимало много времени, было очень утомительным и кропотливым. Задача разработчиков систем безопасности ПО – в том, чтобы сохранить программные системы и данные неповреждёнными и избавить их от порчи и кражи. Программисты систем безопасности являются такими же участниками процесс разработки ПО, как и сами разработчики и операторы баз данных. Поэтому было предложено добавить их в совместную команду ещё на начальном этапе разработки ПО с тем, чтобы изменить способ взаимодействия команд разработчиков и увеличить скорость разработки ПО.
Также было учтено и то, что обеспечение безопасности становится ПО и данных экспоненциально усложняется с течением времени, поскольку люди становятся значительно умнее в том, как можно влезть в программный код, его процедуры и получить личные данные пользователей или компаний. Поэтому внимание к обеспечению безопасности по мере продвижения вперед, действительно очень важно.
«Вершина айсберга» технологий
В течение следующих 18-24 месяцев или, может быть, чуть больше на три новых тенденции, являющиеся на настоящий день вершиной информационных технологий в применении к потребительским рынкам, откроют новые возможности для реализации стратегических амбиций компаний. Речи идет о широком использовании ИИ, интеллектуальных интерфейсах и эмпирическом маркетинге.
И ключевым тут является именно эмпирический маркетинг.
Эмпирический маркетинг – это новый подход в формировании связи «бренд – потребитель», который создаёт связи между брендом и его потребителями путём вовлечения последних в эмоциональное и интеллектуальное сопереживание бренду. Существуют пять стратегических элементов эмпирического маркетинга, которые составляют его основу. Это ощущения, чувства, размышления, действия и соотнесение себя, своих ценностей и ценностей бренда.
Задачу эмпирического маркетинге превосходно решают интеллектуальные интерфейсы при поддержке мощного искусственного интеллекта. Так будущие интеллектуальные интерфейсы компьютеров и технологических платформ больше не будут взаимодействовать с людьми посредством клавиатур, мышей и плоских экранов. Они будут представлять собой сочетание виртуальной, дополненной реальности, голосовых интерфейсов и различных датчиков. Благодаря машинному распознаванию речи, лиц и эмоций интеллектуальный интерфейс будет распознавать запросы и реакции пользователей, а те будут общаться с интеллектуальными машина на привычном языке, свободно выражая свои эмоции и настроение.
Например, представьте себе повара, у которого заканчивается что-то из продуктов, который обращается голосом к компьютеру и делает запрос необходимого количества недостающих продуктов, вместо того, чтобы ждать до конца смены, чтобы вручную ввести заказ в обыкновенной и недружественной системе управления заказами или подачи запросов в службу снабжения. Речи идет о таких вещах, как переход от того, что заставляет людей прерывать свою работу, чтобы взаимодействовать с технологией через привычные средства ввода данных, к тому, чтобы ИТ-технологию сделать реальной частью своего рабочего процесса.
Такие технологические возможности действительно уже в ближайшее время должны привести компании к переосмыслению маркетинга как процесса непрерывного и эмоционального богатого общения брендов со своими потребителями благодаря активному использованию ИИ, машинного познания и интеллектуальных интерфейсов.
Заключение
В заключении отметим, что не важно, в какой отрасли или стране мира работает ваша компания. Технологии, перечисленные выше, универсальны. Главное, вам не нужно делать все это одновременно, и стратегия развития вашей компании может быть серией просчитанных и ограниченных инвестиций с тем, чтобы добиться хотя бы небольшого, но измеримого прогресса. Самый быстрый способ его добиться – начать.
Те, кто чувствует себя подавленным грядущими технологическими переменами, могут найти некоторое утешение в том, что, как и в теории хаоса, паттерны и структуры в конечном счете возникают из воспринимаемого беспорядка. Вам сегодня предоставляется огромная и невообразимая возможность. Нынче, когда каждая компания – это технологическая компания, а каждый предприниматель –это технолог, не может быть более захватывающего или подходящего времени, чтобы оставить свой след в вашей компании, вашей отрасли и во всем мире благодаря тем возможностям, которые ждут нас за цифровыми рубежами.
Источник: Блог Максима Маклая
Маклай Максим- член Гильдии Маркетологов
- Дата регистрации : 2018-12-08
Сообщения : 15
Репутация : 2
Город : Минск
Проф. специализация
КОМПЕТЕНЦИИ:
ИНТЕРЕСЫ:
» Итоги 2023 года / ФОМ
» Итоги клиентской конференции Mediascope 2018
» Рекламодатели и категории: итоги 2018 года
» Медиаизмерения 2020: итоги клиентской конференции Mediascope