Объявления
Энциклопедия маркетинга

Алфавитный указатель энциклопедии маркетингаАлфавитный указатель

Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск


Поделитесь вашим контентом. Начните с пункта меню "Создать". Большинство элементов в нём можно размещать без регистрации. И если Вы разместили действительно полезный контент, то после модерации он попадет на все информационные площадки Гильдии Маркетологов и в почтовые рассылки. Все размещенные материалы сохраняются и каталогизируются.

Если Вы решили создать свой блог на инфопортале, то для выделения Вам форума и получения прав модератора свяжитесь с администратором

Концепция записи баз знаний. Гносеография.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Концепция записи баз знаний. Гносеография. Empty Концепция записи баз знаний. Гносеография.

Сообщение автор Зверев Дмитрий Сб 30 Ноя 2019, 21:46

В этой статье я пробую изложить свою идею записи знаний, показывая одновременно и то, как извлекать и производить запись знаний, как укладывать знания в определённую структуру и упорядочивать их.

Что я подразумеваю под знаниями? В данной статье я не рассматриваю такие глобальные философские понятия, как гносеология и эпистемология, и не представляю знания слишком обще, как результат отражения объективной реальности в сознании человека. В фокусе моего внимания скорее всего находится прикладное значение эпистемологии, а именно структура баз знаний и способы их записи.

Вы спросите, какое практическое применение может найти себе умение правильно записывать знания. Ну, во-первых, конечно, в обучении. Любое сложное понятие или явление с помощью методологии записи знаний может быть раскрыто, упорядочено, записано и усвоено. Кроме того, преподаватели могут взять на вооружение эту методику и использовать её для наглядного, понятного, внутренне логичного представления учебного материала, что значительно повысит результативность обучения.

Во-вторых, в науке. Как известно из лексикографии научных терминов, научный стиль записи информации очень критичен к точности изложения и не допускает двойственного понимания научных понятий. Именно поэтому в научной речи так много превосходит все употребляется прилагательных. Они составляют в ней около 13%. Тогда как в деловом письме – 10%, в художественных произведениях и того меньше – 7%, а в разговорная речи и вовсе бедна прилагательными – 3,5%, изобилуя, главным образом, глаголами[i]. Кроме того, методика записи знаний может стать для учёных не только лексикографическим инструментом, но и способом упорядочения научного знания и дополнительным методом анализа сложных систем и явлений.

В-третьих, в деловой сфере, юриспруденции и везде, где требуется излагать информацию предельно чётко, сжато и понятно.

В-четвёртых, в программировании. Вы вскоре убедитесь, что эта методология записи знаний весьма напоминает объектно-ориентированные языки программирования. Кто знает, может быть когда-нибудь разработчики машинных языков возьмут эту методику на вооружение.

Так как эта методика ещё не имеет своего названия, то давайте дадим его ей. Полагаю, что гносеография подходит более всего.

Элементы гносеографии.

Любое знание можно описать четырьмя элементами: предметы, свойства, операторы и состояния. Совокупность всех этих четырёх элементов называется понятием.

Рисунок 1. Элементы гносеографии

Предметы

Предмет – это некоторый объект или явление, обладающий свойствами, входящий в понятийную надыерархию предметов, имеющих более обобщённое значение (предметов верхнего уровня). Объекты могут быть составными и иметь внутреннюю иерархию, состоящую из объектов нижнего уровня. В этом случае предмет предстаёт в качестве опорной точки предметов, являющихся его конструктивной, смысловой, временной, логической или иной частью (предметов нижнего уровня), образующих подыерархию предмета.

Рисунок 2. Пример иерархии предметов

Рассмотрим в качестве примера такую простую вещь, как детская вязанная шерстяная шапка.

Если подниматься по иерархии предметов вверх, то в зависимости от основания классификации мы можем рассматривать шапку, например, как некое вязаное шерстяное изделие, как предмет гардероба или как головной убор. В первом случае шапка окажется в ряду таких вязаных вещей как свитеры, шарфы, рукавицы, носки и так далее. Во втором, среди различных предметов одежды. А в третьем, среди различных видов головных уборов.

При этом сама шапка состоит из трёх элементов: вязаных котелка, помпона и завязок.

При этом обратите внимание на то, что связь предмета и надпредмета является конкретизирующей. В соответствии с ней более абстрактное понятие сужается до более конкретного, более точного и определённого. Связь же предмета с подпредметами разделяющая. Эта связь не уточняет, она выявляет части предмета, его детали. Чтобы быть ещё точнее

· связь «надпредмет» – «предмет» восходит к логическому «ИЛИ»; например, вязанные шерстяные изделия = свитеры ИЛИ шапки ИЛИ шарфы ИЛИ рукавицы ИЛИ носки,

· связь «предмет» – «подпредмет» восходит к логическому «И»; например, вязаная шерстяная шапка = помпон И котелок И завязки, так как эта связь определяет состав предмета.

Рисунок 3. Иерархия предметов, как взаимодействие множеств

Взаимосвязь предмета с надпредметами выполняется как между вложенными в друг друга множествами. Связь между этими множествами обязательно должна иметь концептуальный родо-видовой характер[ii]. Использование счётных множеств тут не подходит.

В родо-видовой концептуальной классификации, как это показано на рисунке 3, важно именно смысловое содержание понятий. Например, чем подвид класса «животные» «собака» отличается от подвида «кот» или подвид «легковой автомобиль» отличается от подвида «автобус» в составе старшего родового понятия «автотранспорт».

В связи с этим формулировка определения предмета происходит в следующем порядке:

1) Для предмета отыскивается надпредмет, т.е. старшее родовое понятие, и делается запись первых слов определения: «Предмет0 – это Надпредмет1…». Выбор старшего родового понятия выполняется в зависимости от контекста и задачи гносеографической процедуры. Например, мы даём определение предмету «шкаф». В зависимости от того, хотим ли мы определить его как «вид мебели», «конструкцию», «изделие», «часть интерьера» или как-то иначе на базе других родовых классификаций, будет зависеть и выбор надпредмета. Важно одно – надпредмет в определении должен быть только один, чтобы не вносить путаницу на следующих шагах формулировки определения. Важно, также, чтобы предмет не определялся через самого себя. Например, такое определение недопустимо: «Маркетинговые исследования – это вид исследований…». Это определение через старшее счётное множество, а не через старшее родо-видовое множество. Т.е. подобные определения указывают на то, что существует некое конечное счётное множество исследований, частью которого являются маркетинговые исследования. Большей информации из таких «счётных» определений выудить не удастся. Правильной будет формулировка: «Маркетинговые исследования – это вид деятельности…», определяющее маркетинговые исследования как некую деятельность.

2) Устанавливаются различия, чётко выделяющие наш предмет от других предметов, входящих в старшее родовое понятие, т.е. в надпредмет. Как это сделать? Это выполняется через свойства. А точнее через различие диапазонов значений, которые принимают основополагающие видовые свойства предмета. Таких свойств не должно быть много. От силы не более четырёх. Покажу это на примере. Возьмём для этого такие виды мебели, как деревянный стол и деревянная табуретка. Посмотрите, они очень похожи: имеют тот же набор свойств (высоту, ширину, длину, название материала конструкции), имеют те же составные части (столешницу, четыре ножки). Даже встроенный ящик может быть не только у стола, но и у табуретки. Кроме того, табуретка может даже выполнять функции небольшого стола при необходимости. Но при всём этом стол и табуретка – это разные предметы мебели. Так чем они всё-таки различаются? «В первую очередь размерами», — скажете вы. И будете правы. Иными словами, диапазонами значений свойств. Стол имеет более крупные размеры, чем табуретка. А у табуретки, кроме того, соотношение её высоты к среднему значению длины и ширины значительно больше, чем у стола. Есть и несколько других различий, например, в толщине столешницы и так далее. Точно также виды автотранспорта различаются рабочим объемом двигателя и массой снаряженного автомобиля, а компьютеры мощностью и конфигурацией.

3) И, наконец, мы указываем в определении перечень составляющих предмет подпредметов в соответствии с рисунками 2 и 3. Этот перечень должен охватывать только подпредметы следующего уровня иерархии, и не далее его. Например, для вязанной шапки со 2-го рисунка этими подпредметами будут помпон, вязаный котелок и завязки. Главное, чтобы подпредметы отражали только конструкцию предмета и не касались его функциональной, операционно-процессной части. Так если мы описываем работу двигателя внутреннего сгорания, то в качестве подпредметов следует назвать только конструктивные части двигателя. То, как он функционирует, будут описывать операторы. Но об этом чуть позже. Самое главное при составлении перечня подпредметов – он должен быть исчерпывающим, как это показано на рис. 3. Не должно оставаться пустот, т.е. неназванных частей предмета. Они все должны быть выявлены, поименованы и указаны в определении.

Таким образом, определение предмета будет выглядеть примерно так. «Предмет – это надпредмет с уникальным диапазоном значений свойств, состоящий из конкретного перечня подпредметов».

Свойства

Свойство — это характеристика предмета. Оно имеет определенную область значений и единицу измерения.

Свойства одних объектов могут изменять свойства других посредством операторов.

Надо сказать, что свойства – это один из главных элементов гносеографии. По сути дела, запись знаний – это процесс своеобразного транспорта, переноса свойств от предметов (источника) через операторы (носитель) к состояниям (приёмнику). В этом вы сможете убедиться далее.

Рисунок 4. Свойства и внешние понятия, на базе которых они возникли.

Свойства не могут существовать самостоятельно, но должны опираться на какую-либо основу: источник, носитель или приёмник.

Свойства особенны тем, что кроме единицы измерения и диапазона значений, они связаны с сообразующимся им внешним понятием, показано на рисунке 4. Так, например, такое свойство предмета как «цвет» связано с внешним понятием «цвет[iii]», которое его определяет. Предмет внутри нашей гносеографической системы как бы обращается к внешнему понятию, заимствует порождаемое им свойство и присваивает его.

Свойства подлежат обязательной каталогизации, включающей их название, краткое условное обозначение, единицу измерения, диапазон значений и определение их внешнего понятия, от которого они позаимствованы. Такой каталог называется библиотекой свойств для рассматриваемой системы предметов. Определения внешних понятий принимаются как есть, т.е. заранее сформулированными и условно являются аксиоматическими. Запись о свойстве в библиотеке свойств является достаточным его определением.

Присвоение свойств предметам выполняется простой записью: «Подпредмет n имеет Свойство n». Например, «(2) Вязаный котелок имеет Цвет2, Толщина2». Т.е. котелок детской вязанной шапки может иметь какой-либо цвет и определённую толщину вязки. При этом, как вы видите, свойства представлены своими обозначениями с указанием индексного номера предмета (в соответствии с их иерархией), к которому они принадлежат.

(продолжение пишется)

 

[i] https://m.habr.com/ru/post/275865/

[ii] https://helpiks.org/4-18174.html

[iii] «Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов». Источник: Википедия, статья «Цвет», https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82

 
Зверев Дмитрий
Зверев Дмитрий
член Совета Гильдии Маркетологов
член Совета Гильдии Маркетологов

Дата регистрации : 2016-02-14
Возраст : 55
Сообщения : 198
Репутация : 10
Город : Москва
Компания : Гильдия Маркетологов

Проф. специализация
КОМПЕТЕНЦИИ: Маркетинговые исследования; Управленческая аналитика; Стратегический анализ и планирование; Брендинг; Управление проектами
ИНТЕРЕСЫ: Интернет-маркетинг; SMM; Базы знаний; Аналитика рынков

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения