Объявления
Энциклопедия маркетинга

Алфавитный указатель энциклопедии маркетингаАлфавитный указатель

Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск


Сопряжение образовательного и профессионального стандартов

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

20161016

Сообщение 

Сопряжение образовательного и профессионального стандартов Empty Сопряжение образовательного и профессионального стандартов




#профстандарты

26 сентября Гильдия Маркетологов провела важную встречу Дискуссионного клуба на тему "Сопряжение образовательного и профессионального стандартов".

Подготовка встречи. Собрание цеха "Образование"

Сопряжение образовательного и профессионального стандартов 14516310
Перед заседанием клуба было собрано специальное совещание Цеха "Образование" Гильдии Маркетологов. На нем представители вузовского сообщества договорились о том, что на общественных началах они будем стараться возобновить работу учебно-методическое объединения, которое станет влиять на унификацию хотя бы основных дисциплин в образовательных программах, которые реализуются в разных ВУЗах для подготовки специалистов в области маркетинга, если не официально и всеохватывающе, то хотя бы в части основного содержания этих образовательных дисциплин. Задачами этого объединения станет выдвижение идей и обсуждение основных методик разработки этих образовательных программ или набора и формирования портфелей этих программ, чтобы эти программы даже внутри ВУЗа не пересекались друг с другом, а дополняли друг друга.

Вступительные речи


Сергей Савинков ознакомил участников дискуссии с темой, повесткой и докладчиками и передал слово президенту Гильдии Маркетологов Игорю Березину.
Савинков Сергей Валерьевич:


Березин Игорь Станиславович:


Игорь Березин отметил, что сегодняший Дискуссионный клуб является профессионально-общественным обсуждением проекта професиионального стандарта "Маркетолог". Он предложил всем, кто желает присоединиться к обсуждению стандарта и включить в него свои пункты, зарегистрироваться и письменно подать свои предложения. Далее от сказал: "В середине лета этого года была подана заявка от Гильдии Маркетологов в Минтруда для участия в разработе профессионального стандарта маркетолога. Заявка была принята. Работа над стандартом началась. В середине сентября на сайте Гильдии появился проект этого документа, подготовленный нашим товарищем Николаем Григорьевым. Огромное спасибо Николаю. Это проект к обсуждению. Будет несколько иттераций. У нас сформирована редакционная комиссия из семи человек во главе с Николаем Григорьевым и координатором Аланом Абаевым. Среди нас есть представитель Торгово-Промышенной палаты, который активно участвует в работе над стандартом - Виктор Алексеевич Зимин. На прошлой недели мы провели в Московской ТПП первое открытое слушание, круглый стол, на тему профессионального стандарта. Тогда был первый тур обсуждения стандарта, сегодня мы проводим второй тур этого обсуждения. Третий тур очного обсуждения у нас состоится 20-го октября в университете им. Плеханова в рамках конференции "Маркетинг России", центральной темой которого мы избрали тему професиионального стандарта "Маркетолог". Официально конференция будет посвящена памяти Александра Павловича Панкрухина. На этом мы завершим общественное обсуждение стандарта и к концу года сможем подать собственно сам проект стандарта и все сопутствующие документы к нему".

Ход разработки и структура профессионального стандарта "Маркетолог"


Григорьев Николай Иванович:

Николай Григорьев, как руководитель группы по разработке профессионального стандарта, расказал о предыстории его разработки. Всё началось с того, что Гильдия приняла вызов, который её бросили реалии жизни, и приняла решение разработать профессиональный стандарт для маркетолога. Это был первый шаг, первая ступенька, которая позволила профессионалам объединиться в команду по разработке стандарта и начать работу.
Следующим этапом стала разработка списка обобщенных трудовых функций. Без такого списка совместная работа над проектом постоянно бы буксовала. Путем достаточно сложной процедуры нахождения компромисса было принято решение о том, что у нас будет три обобщенные трудовые функции. Основную роль в принятии такого решения сыграли работодатели, которые в основном составляют цеха Гильдии "Промышленный маркетинг" и "Маркетинг потребительских товаров и услуг". И появилась вторая опорная точка - принятые обобщенные трудовые функции.
После этого возникла конструкция матрица три на три, которая состоит из трёх обобщённых трудовых функций и трёх уровней управления.
Исследования и аналитикаМаркетинг-менеджментКоммуникации
Первый уровень управления.
Нет людей в подчинении.
Специалист.
Проведение маркетинговых исследований и анализа конкурентной среды организации.
Проведение маркетинговых исследований и анализа, с целью разработки инновационных товаров и услуг организации.
Проведение маркетинговых исследований и анализа системы продвижение и продаж организации.
Проведение маркетинговых исследований внутренней среды организации, анализ финансового, интеллектуального, технологического и производственного потенциалов, анализ нематериальных активов организации.
Разработка инновационных товаров и услуг организации.
Разработка и реализация ассортиментной политики организации.
Разработка и реализация стратегии продвижения товаров и услуг организации.
Разработка и реализация политики ценообразования организации.
Управление нематериальными активами организации.
Разработка и реализация программ привлечения новых клиентов и удержания старых клиентов.
Разработка и реализация системных маркетинговых коммуникаций с потребителями товаров и услуг организации.
Разработка и реализация системных маркетинговых коммуникаций с акционерами и сотрудниками организации.
Разработка и реализация системных  маркетинговых коммуникаций с поставщиками, инвесторами и иными партнёрами организации.
Разработка и реализация системных маркетинговых коммуникаций со СМИ и СМК.
Второй уровень управления.
Управление группой людей.
Менеджер среднего уровня.
Непосредственное руководство группой сотрудников в проведение маркетинговых исследований и анализа конкурентной среды организации.
Непосредственное руководство группой сотрудников в проведение маркетинговых исследований с целью разработки инновационных товаров и услуг организации.
Непосредственное руководство группой сотрудников в проведение маркетинговых исследований и анализа системы продвижения и продаж организации.
Непосредственное руководство группой сотрудников в проведение маркетинговых исследований внутренней среды организации, анализ финансового, интеллектуального, технологического и производственного потенциалов, анализ нематериальных активов организации.
Непосредственное руководство группой сотрудников в разработке инновационных товаров и услуг организации
Непосредственное руководство группой сотрудников в разработке и реализации ассортиментной политики организации.
Непосредственное руководство группой сотрудников в разработке и реализации продвижения товаров и услуг организации.
Непосредственное руководство группой сотрудников в разработке и реализации политики ценообразования организации.
Непосредственное руководство группой сотрудников в управлении нематериальными активами организации.
Непосредственное руководство группой сотрудников в разработке и реализации программ привлечения новых клиентов и удержания старых клиентов.
Непосредственное руководство группой сотрудников в разработке и реализации системных внешних коммуникаций с потребителями товаров и услуг организации
Непосредственное руководство группой сотрудников в разработке и реализации  системных внутренних коммуникаций с инвесторами, акционерами и сотрудниками организации.
Непосредственное руководство группой сотрудников в разработке и реализации системных маркетинговых  коммуникаций с потребителями и партнёрами, с целью капитализации репутации организации и корпоративного бренда.
Непосредственное руководство группой сотрудников в разработке и реализации системных маркетинговых коммуникаций с потребителями, с целью капитализации бренд-портфеля товаров и услуг организации.
Непосредственное руководство группой сотрудников в разработке и реализации системных маркетинговых коммуникаций с потребителями, с целью формирования образа жизни, стимулирующего потребление товаров и услуг организации.
Третий уровень управления.
Управление структурными подразделениями.
Менеджер высшего уровня.
Руководство несколькими подразделениями, объединёнными маркетинговым функционалом.
Осуществление конструктивного взаимодействия с другими функциональными подразделениями организации.
Организация конструктивного взаимодействия и отчётности перед генеральным директором и советом директоров организации.
Проект профессионального стандарта "Специалист в области маркетинга" любой желающий может скачать по ссылке:
Николай Григорьев отметил, что идеальной матрица три на три, триада, не получилась, потому что на последнем уровне пришлось добавить пару обобщенных трудовых функций, которые оказались не заполненными.
Следующее, о чем рассказал докладчик, было описание так называемых трудовых действий. Они почти разработаны. Однако до тех пор, пока мы не согласуем получившуюся триаду, дальше двигаться будет нельзя.
Что еще важно обсудить? Это - уровень образования (бакалавриат, специалитет и магистратура). На замечание из зала о том, что специалитет отменили Николай Григорьев ответил, что хотя его и отменили, на рынке труда осталось много людей, окончивших ВУЗы с отметкой специалист. И кандидаты на вакансию с такой отметкой в дипломе будут приходить на собеседования еще лет двадцать, так что убирать "специалитет" из стандарта нельзя.

После выступления Николая Григорьева небольшое объявление сделал Дмитрий Иванюшин и раздал присутствующим анкеты для внесения своих корректив в обсуждаемый профессиональный стандарт.

Выступления представителей ВУЗов

Далее слово было передано Алану Абаеву для ведения второй части Дискуссионного клуба. После небольшого вступления он пригласил к микрофону Ирину Скоробогатых.

Скоробогатых Ирина Ивановна:

Ирина Скоробогатых рассказала о том, что за годы подготовки специалистов в области маркетинга Плехановский университет также прошел несколько иттераций формирования федерального государственного образовательного стандарта. Тогда на одном из заседаний Учебно-методического объединения в еще существовавшем в то время Торгово-экономическом университете, где шел разговор о том, что если мы переходим на двухуровневую систему подготовки - "бакалавр" и "магистр", то каким образом мы разделим те дисциплины и содержание учебного плана, которое было для специалитета. Было много разговоров о том, чем должен заниматься бакалавр по направлению "Менеджмент", профиль "Маркетинг", и чем должен заниматься и какие должности может занимать магистр, которые обучаются по разным программам. "Вообще должна вам сказать, что в разных университетах есть очень разные программы магистратуры, которые тем не менее крутятся тех трудовых функций, которые озвучил Николай Григорьев. Поэтому я полностью поддержала и согласилась с предлагаемой в стандарте формулировкой.", - отметила докладчик.
Она также отметила, что есть один момент, который нужно добавить, поскольку Плехановский университет работает не только в области первого высшего образования, но и в области так называемого бизнес-образования или программ профпереподготовки и повышения квалификации. Как для преподавателей, которым необходимо каждые три года повышать свою квалификацию и иметь соответствующий сертификат об этом, так и для любого специалиста, по мнению докладчика, нужно заложить необходимость повышения квалификации и развития. Это нужно сделать потому, что маркетинг, как и многие его функции в управлении организацией, конечно развивается, не стоит на месте. И в связи с этим специалистам нужно доказывать свою состоятельность каждые три года, выполняя прохождение теста в оценке уровня своей профессиональной деятельности.
Еще один момент, который по мнению докладчика нужно обсудить, раз речь идет о профессиональном стандарте, который становится неким ориентиром для развития федеральных образовательных стандартов или образовательных стандартов, которые могут быть разработаны или уточнены в отдельных ВУЗах, - это аспирантура. Она согласно последней версии закона об образовании является третьим уровнем подготовки специалистов.
Ирина Скоробогатых также затронула ряд важных вопросов в своем выступлении, а её предложение об учете аспирантуры в профстандарте вызвало оживленную дискуссию, в результате которой её прежложение было учтено и включено в текст стандарта.
Одним из вопросов к докладчику был вопрос Владимира Дмитриевича Киселева о том, учитывается в профстандарте степени бизнес-образования, такие как DBA, MBA и другие. Вопрос оказался довольно сложным. Было отмечено, что бизнес-образование сейчас не имеет дипломов государственного образца, и с 2015 года отменен государственный стандарт для бизнес-образования. Поэтому требования к бизнес-образованию, его репутация будет определяться только заслугами и репутацией той, бизнес-школы, в которой оно получено. Спрос на дипломы разных бизнес-школ будет определяться только самим рынком профессионального бизнес-образования.
Сопряжение образовательного и профессионального стандартов 14641910

Далее слово было предоставлено Светлане Карповой.

Карпова Светлана Васильевна:

Она отметила, что следующими шагами по развитию и внедрению профстандарта могут стать создание центров по аккредитации, урегулирование рынка с точки зрения встраивания трех уровней образования и еще один важный момент - каждый преподаватель должен будет иметь еще и профессиональный сертификат по своему направлению. У нас в маркетинге такая сертификация есть. Она создана Гильдией Маркетологов для специалистов в области маркетинга. Она есть у аудиторов, юристов, т.е. действует на большинстве профессиональных рынков. С положением о профессиональной сертификации Гильдии Маркетологов вы можете ознакомиться на сайте Гильдии или по ссылке: http://www.marketologi.ru/o-gildii/dokumenty/3156/
Да, получение такого сертификата - непростой процесс. Вам нужно иметь серьезные проект и так далее. "Но мы должны с вами понимать, что когда мы с вами выстраиваем профессиональный рынок, руководить маркетинговыми службами в компаниях все-таки должны люди, которые имеют профессиональную квалификацию в области маркетинга", - отметила Светлана Карпова.
Что касается самого профессионального стандарта, то докладчик подчеркнула, что он не сможет дать ответы на все вопросы, которые ставит перед маркетологами практика. Это базовый документ, который описывает базовый набор необходимых требований к специалисту. "Мы разрабатываем этот документ в виде "зонтика". Главный стержень этого зонтика - маркетолог. А дальше конечно мы будем стандарт развивать, углублять", - подчеркнула докладчик. Позже появится стандарт для маркетологов-исследователей рынка, маркетологов по рынку финансовых услуг, специалистов по социальному маркетингу и так далее. И это правильная постановка вопроса о структурировании профессионального рынка. Мы с вами находимся как бы в эпицентре этого процесса. И самое главное в том, что нам удалось договориться друг с другом, у нас нет разногласий по этому вопросу.

В заключении основной части выступил Алан Абаев.

Абаев Алан Лазаревич:

Алан Абаев в своем выступлении указал на важность тесного взаимодействия образовательной сферы и бизнеса при разработке профессиональных стандартов. Это ключевой момент успеха по мнению докладчика. "Здесь нужно четкое понимание. С одной стороны это - образовательные стандарты. Мы будем выстраивать свои обучающие программы на базе этих стандартов. Но фактически мы будем формировать эти стандарты из требований профессиональной среды (они хотят вот такого специалиста, и мы это должны учитывать). И в связи с этим очень важна обратная связь от бизнеса, от тех маркетологов, работающих в бизнесе, которые смогут нам сказать, например: "Вы знаете, вот здесь эта функция важна, а эту можно не учитывать". Я согласен с мнением коллег, что действительно так и должно быть", - указал выступающий.
Докладчик отметил еще один важный момент. Сейчас очень мало людей, которые в маркетинге являются чистыми теоретиками. Очень трудно найти людей даже в образовательной среде, которые не ведут практическую работу в области маркетинга. Это просто невозможно. Мы проводим те или иные виды работ как специалисты по маркетингу. И это очень важно. Мы должны доказывать и показывать бизнес-среде, что профессионалами в маркетинге являются не те практики-неудачники и двоечники, которые потом становятся коучами, а тот кто занимается маркетингом на практике, системно, научно и эффективно. "Почему для меня важно это сопряжение профессиональных и образовательных стандартов? Дело в том, что иногда мы, те самые "теоретики", ухватываем новые веяния и новые тенденции в маркетинге, очень динамично развивающемся сегодня, чуть-чуть лучше и быстрее, чем человек, который работает в реальном бизнесе. Почему? Потому что маркетолог-практик работает по определенной отлаженной схеме, а мы в силу необходимости давать студентам что-то последнее, новое, свежее находимся на передовой новых технологий. И это очень важно учитывать", - подчеркнул Алан Абаев. Эту мысль поддержал и Владмир Михайлович Киселёв, отметив, что "мы не чуть-чуть, а всегда впереди рынка, потому что готовим продукт, который будет востребован через пять-семь лет, а то и на двадцать лет; и просто обязаны быть впереди отрасли на очень большой интервал времени".

Заключение

С заключительными словами выступили президент Гильдии Игорь Березин и руководитель PR-комитета Гильдии Дмитрий Иванюшин.

Иванюшин Дмитрий Вадимович:



Президент Гильдии Маркетологов поблагодарил всех участников, кто потратил вечер понедельника для такой полезной общественной работы, и призвал всех, у кого есть идеи и вопросы внести их в протокол встречи или передать напрямую Николаю Григорьеву ( ngrigngrig@gmail.com ) или Алану Абаеву ( alan_abaev@mail.ru ).
Дмитрий Иванюшин отметил, что документ профессионального стандарта получился легким, содержательным, и если говорить терминами математики, соответствует требованиям необходимости, но пока не соответствует требованиям достаточности. Он указал на важность персональный опыта каждого из присутствующих и попросил активнее поучаствовать в подготовке текста профессионального стандарта.
Сопряжение образовательного и профессионального стандартов 14681710


Тут же Игорь Березин внес сугубо конкретное предложение о добавлении работы для первого уровня квалификации по крайней мере в размере одного года. Это вызвало дискуссию, так как по словам главного разработчика стандарта Николая Григорьева внесение этой поправки навсегда отсечет путь в профессию выпускникам ВУЗов, так как они не имеют опыта работы и заведомо будут не соответствовать требованию стандарта. В целом, предложение было воспринято как логичное, однако, по мнению участников встречи, оно потребует обсуждения и в случае принятия повлечет к переходу от трёхуровнего деления управления к четырёхуровневому, что может оказаться избыточным.
В целом встреча по обсуждению сопряжения профессионального и образовательного стандарта специалиста по маркетингу прошла активно и продуктивно.
текст стандарта продолжает оставаться доступным для широкого обсуждения, к которому может присоединиться любой желающий участвовать в этом процессе специалист.

Отчет подготовил PR-комитет Гильдии Маркетологов
avatar
Admin
Admin

Дата регистрации : 2016-02-14
Сообщения : 824
Репутация : 17

Вернуться к началу Перейти вниз

Опубликовать эту запись на: reddit

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения