Поделитесь вашим контентом. Начните с пункта меню "Создать". Большинство элементов в нём можно размещать без регистрации. И если Вы разместили действительно полезный контент, то после модерации он попадет на все информационные площадки Гильдии Маркетологов и в почтовые рассылки. Все размещенные материалы сохраняются и каталогизируются.
Если Вы решили создать свой блог на инфопортале, то для выделения Вам форума и получения прав модератора свяжитесь с администратором
Анализ изменения конъюнктуры потребительского рынка России...
Инфопортал Гильдии Маркетологов :: Новости и обзоры :: Тематические и аналитические обзоры и статьи членов Гильдии Маркетологов
Считаете ли Вы эту статью полезной для Вас?
Анализ изменения конъюнктуры потребительского рынка России...
Т.П. Горелова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г.В. Плеханова
Непростая ситуация - санкции, ответные действия на санкции, способы экономического и политического противостояния России и стран Запада вызвали спрос на замену иностранных поставщиков и поиск путей развития и модернизации экономики в условиях импортозамещения [4].
Результаты развития российской экономики в 1 полугодии 2015 г. и макроэкономические показатели показывают о продолжении экономического спада. Отрицательная динамика развития подтверждается: снижением оборота розничной торговли, сокращением реальных располагаемых доходов населения, высоким уровнем инфляции и ростом потребительских цен, все это также влияет на потребительскую неуверенность.
Оборот розничной торговли в июле 2015 г. составил 2 313,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 90,8 % к июлю 2014 года, в январе – июле 2015 г. – 15 235,6 млрд. рублей и 91,9 %.
В январе – июле 2015 г. снизился оборот розничной торговли в 76 субъектах Российской Федерации. Снижение наблюдалось в г. Севастополе (на 27,7 %), Самарской (на 18,7 %), Кемеровской (на 17,3 %), Новосибирской (на 17,2 %) областях, увеличение в 9 субъектах РФв Республике Бурятия и Чукотском автономном округе (на 5,5 % каждая), Республике Ингушетия (на 3,7 %), Республике Саха (Якутия) (на 2,1 процента). В остальных субъектах Российской Федерации оборот розничной торговли в январе - июле 2015 г. остался практически на уровне соответствующего периода прошлого года.
Темпы прироста оборота розничной торговли, %, м/м, сезонно сглаженные | ||||||
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль |
-6,8 | -1,5 | -1,0 | -1,1 | -0,6 | -0,9 | 0,1 |
В июле 2015 г. тенденция замедления инфляции остановилась. Потребительская инфляция ускорилась до 0,8% против 0,2% в июне, с начала года она составила 9,4% (в июне 2014 г. – 0,5%, с начала года – 5,3%). Это отразилось и на годовых показателях. За годовой период инфляция в июле усилилась до 15,6% с 15,3% в июне[url=#_ftn1][sup][1][/sup][/url].С начала 2015 года потребительские цены выросли на 9,4%, в 1,8 раза превысив прошлогодний показатель (5,3 процента).
Выше перечисленные факторы отразились на покупательской способности и его поведении. А именно произошло:
1) снижение реальных располагаемых денежных доходов населения (за семь месяцев 2015 года доходы сократились на 2,9% к периоду январь - июль 2014 года);
2) сокращение реальной заработной платы. Июль-сокращение составило до 9,2% по сравнению с 8 % в июне текущего года, за семь месяцев сокращение составило 8,8 %.
3) сокращение потребительского кредитования.
4) повышение склонности населения к сбережению, что отражается на покупательной способности населения и изменении предпочтений.
Оборот розничной торговли в июле 2015 г. характеризуется падением и замедлением.
В июле оборот розничной торговли непродовольственными товарами снизился на 9,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. За 7 месяцев 2015 г. оборот розничной торговли непродовольственными товарами снизился на 8,5 %.
Рис. 2. Изменение конъюнктуры рынка непродовольсвенных товаров.
За 7 месяцев 2015 г. оборот розничной торговли пищевыми продуктами уменьшился на 7,9%.
Рис. 3. Изменение конъюнктуры рынка продовольственных товаров
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года оборот розничной торговли в июле снизился на 9,2%, в том числе по пищевым продуктам, включая напитки и табачным изделиям – на 8,9%. За период январь - июль 2015 года индекс потребительских цен на продовольственные товары показал увеличение на 10,5 %. Хотя стоит отметить, что в июле 2015 года отмечено снижение цен на ряд продовольственных товаров (такое же снижение было зафиксировано в мае).
Интересен факт - производство товаров потребительского спроса в отдельных секторах демонстрирует двузначные показатели роста по отношению к прошлому году. Это обусловлено условиями санкций и контрсанкций (пищевая промышленность) и, тем, что население начинает восстанавливать интерес к приобретению дорогостоящих товаров и бытовой техники (холодильники и морозильники (25,4%), мебель (20,1%), телевизоры (16,5%), компьютеры в полной комплектации (15,8%).
Стоит отметить увеличение доли пищевых продуктов в структуре оборота розничной торговли в январе-июле 2015 г., что составило 49,0 % (в январе-июле 2014 г. - 47,3%).
К причинам объясняющим сложившуюся ситуацию относят:
а) то, что правительство Российской Федерации приняло комплекс мер по стабилизации ситуации на товарных рынках;
б) происходит адаптация рынка к сложившимся макроэкономическим условиям;
в) увеличение доли пищевых продуктов обусловлено высоким уровнем инфляции на продовольственные товары и менее эластичным спросом на них со стороны населения;
г) значительный вклад в увеличение выпуска продукции пищевой промышленности вносит производство мяса, мясных продуктов и молочных продуктов. Так, снижение импорта мясной продукции в январе-июле 2015 года и увеличения внутреннего производства сырья отразилось на индексе производства мяса и мясопродуктов, который составил 105,4% к июлю 2014 года, в том числе увеличилось производство мяса крупного рогатого скота парного, остывшего, охлажденного – на 8,6 процентов, мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы – на 11,1%, свинины парной, остывшей, охлажденной – на 12,6 процента.
д) индекс производства молочных продуктов в январе-июле 2015 г. составил 2,7% к июлю 2014 года. Заметно увеличилось производство сыра и творога - на 14,6%, масла сливочного - на 5,9 процента.
Перспективы по развитию молочной отрасли можно оценить положительно в части открывшихся возможностей замещения освободившейся доли рынка в связи с запретом на ввоз ряда молочной продукции. При этом к таким негативным факторам как снижение спроса на молочную продукцию со стороны населения в случае ее подорожания, высокими ценами на сырье в осенне-зимний период, конкуренцией со стороны белорусской продукции, добавляется фактор роста «серого» импорта молочной продукции.
В условиях снижения импортных поставок, а также ослабления курса рубля в июле 2015 года наблюдался рост цен на рыбную продукцию.
По данным исследовательского холдинга Ромир в июле 2015 года индекс потребительской активности вырос на 2,2% относительно июньского значения, когда в июне наблюдалось снижение этого показателя на 6,7 %.
Аналитический департамент Сбербанка опубликовал свой очередной обзор потребительской уверенности. Результаты последнего исследования указывают на снижение индекса потребительской уверенности с минус 14% во II квартале 2015 года до минус 24% в III квартале. Оптимизм потребителей, отчетливо ощущавшийся во втором квартале, уступил место более взвешенной оценке экономических условий на фоне возобновившегося снижения цен на нефть и ослабления рубля. Высокая инфляция и стагнация номинальных зарплат не способствуют покупательной способности россиян, усиливая их чувствительность к колебаниям цен [3].
Литература
- Федеральная служба государственной статистики (Росстат) – www.gks.ru
- Минэкономразвития России. О текущей ситуации в экономике РФ по итогам января-июля 2015 года.
- Минэкономразвития России. О текущей ситуации в экономике РФ по итогам января-сентября 2015 года.
- Горелова Т.П. План развития персонала - необходимый элемент управления предприятием в условиях кризиса // Вестник Академии. - 2015. - №2. – С. 112-116.
- Оперативный мониторинг социально – экономического развития России и субъектов Российской Федерации – портал ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова
[url=#_ftnref1][1][/url] Минэкономразвития России. О текущей ситуации в экономике РФ по итогам января-июля 2015 года.
Admin- Admin
- Дата регистрации : 2016-02-14
Сообщения : 836
Репутация : 17
» Анализ рынка одежды 2019
» Как эффективно провести анализ рынка и найти УТП
» Изменения на рынке интеллектуальных услуг в России 2005-13 гг.
» IAB Russia оценил объем рынка интернет-рекламы России
Инфопортал Гильдии Маркетологов :: Новости и обзоры :: Тематические и аналитические обзоры и статьи членов Гильдии Маркетологов