Поделитесь вашим контентом. Начните с пункта меню "Создать". Большинство элементов в нём можно размещать без регистрации. И если Вы разместили действительно полезный контент, то после модерации он попадет на все информационные площадки Гильдии Маркетологов и в почтовые рассылки. Все размещенные материалы сохраняются и каталогизируются.
Если Вы решили создать свой блог на инфопортале, то для выделения Вам форума и получения прав модератора свяжитесь с администратором
Развитие российского рынка FMCG: темпы роста и текущие тренды
Инфопортал Гильдии Маркетологов :: Новости и обзоры :: Актуальные публикации для маркетолога и рекламиста :: Тренды и тенденции
Развитие российского рынка FMCG: темпы роста и текущие тренды
Аналитики РБК Исследования рынков провели большой анализ российского рынка розничной торговли, выделили основные показатели за прошлый год и определили текущие тренды.
Другие отчеты РБК Исследования рынков смотрите по тегу.
Факторы роста экономики страны
После двухлетнего перерыва в 2017 году российская экономика вновь начала расти — согласно данным Минэкономразвития и Росстата, рост в ушедшем году составит около 1,5%.Рост экономики — положительный знак, но его высокие темпы оценивается неоднозначно. Эксперты ставят под сомнение как источники роста (рост инвестиций, особенно в нефтегазовой сфере, цен на нефть, финансового сектора и сельского хозяйства, который цикличен), так и качество данных, предлагаемых Росстатом.
Источником роста экономики страны могло бы стать внутреннее потребление, которое стимулировало рост ВВП до кризиса 2014 года. Но в федеральном и региональных бюджетах до 2020 года не предусмотрен рост расходов на зарплаты и социальные выплаты.
Судя по данным Росстата, в 2017 одним из факторов роста экономики стал рост инвестиций в основной капитал (+4,8% в 1 полугодии 2017 года, оценка Минэкономразвития — 4% по итогам года), особенно в нефтегазодобывающей сфере. По предварительной оценке, более половины инвестиций в 2017 году (около 1,1 триллиона рублей) пришлись на «мегапроекты» — «Силу Сибири» (26%), подготовку к Чемпионату мира по футболу (16%), реновацию в Москве (9%) и Крымский мост (5%).
Состояние розничной торговли
Один из ключевых драйверов российской экономики в 2010-2014 годах — рост потребительского спроса, который стимулировал развитие торговли и сферы услуг. Но в конце 2014 года темп роста упал из-за сокращения реальных доходов населения, высоких процентных ставок и снижения объемов потребительского кредитования.2015-2016 годы были сложными для российской розничной торговли — доходы населения падали, импорт некоторых видов продукции из-за рубежа попал под запрет, произошла девальвация рубля. Ритейлерам, более зависимым от импорта (например, сеть SPAR, пришедшая в страну по франшизе), было сложно искать новых поставщиков. Оборот розничной торговли в номинальном выражении вырос в 2016 году на 2,8% только за счет значительного роста цен на продовольственные и непродовольственные товары.
Вместе с ростом промо-активности это привело к снижению темпов роста выручки.В 2017 году рост цен, по данным Росстата, оказался рекордно низким (менее 3%), что повлияло на темпы роста выручки ритейлеров — практически у всех замедлился рост среднего чека.
Статистические оценки Росстата показали парадокс — в 2017 году реальные доходы населения падали, но оборот розничной торговли рос. Такое бывало раньше. Возможных объяснений несколько — рост кредитования, компенсационный рост зарплат у части населения и так далее.
Судя по данным ЦБ, кредитование растет за счет ипотечных кредитов, а растущий оборот объясняется «эффектом низкой базы» (оборот падал 2 года подряд и снизил объемы рынка до показателей 2010 года) и ростом зарплат. Скорее всего, такой рост оборота розничной торговли будет неустойчив.
Характерные для докризисного периода 2006-2008 годов высокие темпы роста пока недосягаемы: доходы населения продолжают падать, у Минэкономразвития и Минфина нет планов, нацеленных на увеличение социальных выплат. Рост оборота розничной торговли на 10% — практически нереальная величина.
Тенденции развития продуктовой розницы
- Консолидация рынка
Крупнейшие торговые сети продолжают увеличивать свою долю на рынке — она достигла 28,5%. Судя по планам игроков и сокращению количества несетевых торговых точек, их доля достигнет 38-40% к 2020 году. В 2017 году обанкротилось еще больше региональных ритейлеров, и предпосылок для улучшения ситуации пока нет.
- Технологизация ритейла
Работы у розничных продуктовых сетей становится все больше. В 2017 году ритейл начал внедрять онлайн-кассы. Из-за этого растут инвестиции в IT-технологии — доля затрат на IT у крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group в 2017 году достигла 10%. Согласно оценкам РБК Исследования рынков, объем инвестиций в IT в розничной торговле превысил 54 миллиарда рублей в прошлом году.
Использование технологии Big Data и распознавания лиц, безопасность, контроль за наличием продуктов, кассы самообслуживания, работа логистических центров, онлайн-кассы и электронный документооборот с поставщиками — длинный, но не полный список новых технологий в современном ритейле. Безусловно, интерес к теме подогревается и открытием интернет-магазинов — в 2017 году их открыли «Перекресток» и «Глобус», Ozon запустил торговлю продуктами категории fresh, а о готовности присоединиться заговорили в «Ашане» и других сетях.
Ритейлеры все активнее сотрудничают со стартапами и даже создают собственные инкубаторы. Розничная торговля постепенно становится одним из самых технологичных секторов российской экономики.
- «Дискаунтеризация» региональных рынков
Продолжающееся падение реальных доходов населения и активное развитие федеральных сетей приводит к вынужденному уходу региональных в сегмент «жестких» и «мягких» дискаунтеров, продуктовых рынков. Потребители, вынужденные экономить из-за падения доходов и роста цен на продукты питания, все чаще выбирают дискаунтеры.
Причина роста их популярности очевидна — уже несколько лет подряд важнейшим фактором при выборе магазинов у россиян остается цена.
Крупные сибирские ритейлеры с конца 2014 года активно развивают дискаунтеры, а красноярский «Светофор», вышедший на рынок Москвы и МО в 2017 году, продолжает активно наращивать количество точек и увеличивать выручку — он уже входит в список 20 крупнейших сетей России.
Источник: https://rb.ru/opinion/fmcg-tempy/
Admin- Admin
- Дата регистрации : 2016-02-14
Сообщения : 836
Репутация : 17
» Конференция NielsenIQ "Тренды рынка FMCG 2023"
» Темпы роста продаж детских онлайн-магазинов упали до 3% — исследование Data Insight
» Проблемы роста на FMCG рынке в России
» 5 источников роста на рынке FMCG России
Инфопортал Гильдии Маркетологов :: Новости и обзоры :: Актуальные публикации для маркетолога и рекламиста :: Тренды и тенденции