Уровень цифровой грамотности россиян растет
Инфопортал Гильдии Маркетологов :: Новости и обзоры :: Актуальные публикации для маркетолога и рекламиста
Уровень цифровой грамотности россиян растет
Аналитический центр НАФИ представляет результаты второй волны исследовательского спецпроекта «Цифровая грамотность для экономики будущего»[1].
За прошедший год уровень цифровой грамотности россиян вырос на 8 п.п., составив 60 п.п. по 100-балльной шкале. Россияне стали лучше справляться с поиском информации, грамотнее подходить к ее анализу, увереннее работать на цифровых устройствах. Больше россиян стали пользоваться современными средствами коммуникации, такими как мессенджеры и социальные сети.
Высоким уровнем цифровой грамотности обладают сегодня 45% россиян. При этом у четверти взрослого населения – 28 миллионов россиян – цифровая грамотность остается на низком уровне, и основные барьеры ее повышения – слабый интерес к технологическим инновациям и сравнительно низкий уровень владения цифровыми устройствами. Предыдущие исследования НАФИ показали, что россияне понимают важность знаний и навыков в сфере технологий: каждый второй работающий (52%) уже сейчас активно применяет цифровые технологии на рабочем месте, а треть убеждены, что потеряют работу, если не будут проходить регулярное обучение в этой сфере[2].
Для оценки уровня цифровой грамотности в исследовании использовалась методология, предложенная на саммите G20.[3] Под цифровой грамотностью понимался базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющих человеку эффективно решать повседневные задачи в цифровой среде.
Индекс цифровой грамотности и его компоненты
Цифровая грамотность измерялась в виде индекса, состоящего из пяти компонентов (подиндексов): информационная грамотность, компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, а также отношение к технологическим инновациям. Каждый из подиндексов замерялся через серию вопросов анкеты.
1. Информационная грамотность определяется способностью найти нужные данные в сети, сопоставить несколько источников информации при принятии решения, определить пользу или вред тех или иных сообщений. За год подиндекс информационной грамотности вырос с 54 п.п. до 66 п.п.
2. Основными признаками человека, обладающего комьютерной грамотностью, являются знание технических составляющих компьютера, легкость в обращении с устройствами вне зависимости от платформы, а также понимание возможностей и целей использования гаджетов. За год россияне стали увереннее работать на цифровых устройствах: подиндекс компьютерной грамотности вырос с 46 п.п. до 55 п.п.
3. Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиа-пространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут сообщать информацию неполно или неточно. Уровень медиаграмотности за год вырос незначительно – с 65 п.п. до 67 п.п.
4. Коммуникативная грамотность означает умение корректно выражать свое мнение в сети, анализировать позицию собеседника, активное использование современных цифровых каналов общения (мессенджеров и соцсетей). Рост этого показателя в 2018 году оказался самым значительным (59 п.п. против 46 п.п.).
5. Подиндекс «Отношение к технологическим инновациям» демонстрирует знание современных тенденций в технике, навыки работы с гаджетами и приложениями, а также установки в отношении пользы технологических инноваций. В 2018 году подиндекс вырос на 4 п.п. и составил 51 п.п., однако его значение остается самым низким среди всех компонентов индекса цифровой грамотности.
Социально-демографические различия
Уровень цифровой грамотности отличается у различных социально-демографических групп. Его значение наиболее высоко среди молодых людей 18-24 лет (82 п.п.), жителей Москвы и Санкт-Петербурга (78 п.п.) и тех, кто имеет постоянную трудовую занятость (67 п.п.).
Среди россиян старшего возраста уровень цифровой грамотности существенно ниже (34 п.п.). Особо заметно отставание по показателям компьютерной грамотности и отношению к технологическим инновациям.
Чем крупнее населенный пункт, тем выше уровень цифровой грамотности его жителей. Все подиндексы цифровой грамотности жителей российских столиц на 25-30 п.п. выше, чем у жителей небольших городов и сел.
Уровень цифровой грамотности выше у россиян, имеющих постоянную работу (67 п.п. против 44 п.п. у тех, кто не имеет постоянной работы).
В уровне цифровой грамотности есть и гендерные различия: среди мужчин индекс составляет 62 п.п., среди женщин – 58 п.п. Наибольшее отставание женщины демонстрируют в части отношения к технологическим инновациям. По другим показателям отставание менее существенно или отсутствует.
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:
«Сегодня признается, что цифровая грамотность – это не просто важное, это неотъемлемое условие развития цифровой экономики. Однако, и его недостаточно для экономического роста. Следующим шагом является развитие так называемых цифровых компетенций – то есть профессиональных знаний и навыков, отвечающих современным требованиям к производительности труда. Именно развитые цифровые компетенции работающего населения – ключ к повышению уровня и качества жизни в эпоху цифровых экономических преобразований».
Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах
| Ноябрь 2017 | Декабрь 2018 | |
Индекс цифровой грамотности | 52 | 60 | |
Информационная грамотность | 54 | 66 | |
Компьютерная грамотность | 46 | 55 | |
Медиаграмотность | 65 | 67 | |
Коммуникативная грамотность | 46 | 59 | |
Отношение к технологическим инновациям | 47 | 51 |
Индекс цифровой грамотности (2018), в процентных пунктах, распределение по возрастным группам
| 18-21 год | 25-55 лет | 56 лет и старше | |
Индекс цифровой грамотности | 82 | 68 | 34 | |
Информационная грамотность | 79 | 72 | 47 | |
Компьютерная грамотность | 84 | 64 | 24 | |
Медиаграмотность | 85 | 74 | 45 | |
Коммуникативная грамотность | 84 | 68 | 31 | |
Отношение к технологическим инновациям | 79 | 59 | 21 |
Индекс цифровой грамотности (2018), в процентных пунктах, распределение по типу населенного пункта
| Москва и Санкт-Петербург | Города 1 млн человек и более | Остальные города >50 000 чел | Города до 50 000 чел, ПГТ, села | |
Индекс цифровой грамотности | 78 | 68 | 61 | 51 | |
Информационная грамотность | 84 | 74 | 67 | 59 | |
Компьютерная грамотность | 76 | 66 | 56 | 45 | |
Медиаграмотность | 84 | 74 | 69 | 60 | |
Коммуникативная грамотность | 77 | 67 | 61 | 51 | |
Отношение к технологическим инновациям | 70 | 58 | 54 | 41 |
Индекс цифровой грамотности (2018), в процентных пунктах, распределение по наличию работы
| Работают | Не работают | |
Индекс цифровой грамотности | 67 | 44 | |
Информационная грамотность | 71 | 55 | |
Компьютерная грамотность | 64 | 36 | |
Медиаграмотность | 74 | 54 | |
Коммуникативная грамотность | 67 | 43 | |
Отношение к технологическим инновациям | 59 | 35 |
Индекс цифровой грамотности (2018), в процентных пунктах, распределение по полу
| Мужчины | Женщины | |
Индекс цифровой грамотности | 62 | 58 | |
Информационная грамотность | 65 | 66 | |
Компьютерная грамотность | 58 | 52 | |
Медиаграмотность | 70 | 65 | |
Коммуникативная грамотность | 61 | 58 | |
Отношение к технологическим инновациям | 56 | 46 |
[1] Вторая волна репрезентативного всероссийского опроса, посвященного цифровой грамотности, проведена НАФИ в декабре 2018 года. Опрошено более 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Метод сбора данных – личные формализованные интервью. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Первая волна исследования проведена в ноябре 2017 года по той же методологии.
[2] Пресс-релиз НАФИ и АНО «Цифровая экономика» от 1 марта 2019 г. «Каждый второй россиянин хочет улучшить свои знания и навыки в сфере информационных технологий»
[3] В 2017 г. на Саммите G20 группой экспертов был предложен подход к оценке цифровой грамотности на основе системы индикаторов: информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям (K. Chetty, Q. Liu, L. Wenwei. Bridging the Digital Divide: Measuring Digital Literacy, 2017).
Зверев Дмитрий- член Совета Гильдии Маркетологов
- Дата регистрации : 2016-02-14
Возраст : 56
Сообщения : 198
Репутация : 10
Город : Москва
Компания : Гильдия Маркетологов
Проф. специализация
КОМПЕТЕНЦИИ: Маркетинговые исследования; Управленческая аналитика; Стратегический анализ и планирование; Брендинг; Управление проектами
ИНТЕРЕСЫ: Интернет-маркетинг; SMM; Базы знаний; Аналитика рынков
» Туристические предпочтения россиян: в моде активный отдых
» Рынок пищевых жиров в России: спрос на пищевые жиры ежегодно растет уверенными темпами
» 10 миллионов россиян арендуют жилье
» Традиции и тренды питания россиян