Маркетплейсы в России: новая эра электронной торговли
Инфопортал Гильдии Маркетологов :: Новости и обзоры :: Актуальные публикации для маркетолога и рекламиста
Маркетплейсы в России: новая эра электронной торговли
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, посвященного покупкам россиян на маркетплейсах.
За покупками в интернет |
Рынок онлайн-торговли активно развивается и наращивает аудиторию. По прогнозам экспертов, в скором времени онлайн-ритейл обгонит офлайн, а пока идет активная борьба за внимание и кошелек потребителей. Согласно нашим июльским данным, за последний год торговые центры с разной периодичностью посещали 71% россиян. Столько же наших сограждан ответили, что в 2023 г. хотя бы раз совершали покупку на маркетплейсах (71%) — таковы результаты свежего февральского опроса ВЦИОМ. Отсутствует подобный опыт у 28% наших сограждан.
Чаще покупки на маркетплейсах совершают женщины (74% vs. 68% мужчин), граждане с высшим и неоконченным высшим образованием (80%), горожане (69-81% vs. 64% жителей сел), а также активные интернет-пользователи (88% vs. 21% активных телезрителей). Наибольшей популярностью онлайн-шопинг пользуется у 18-34-летних (93-94%), что в целом вполне ожидаемо: молодые люди, как правило, чаще других поколений обладают базовыми цифровыми компетенциями, необходимыми для онлайн-покупок (пользование мобильными приложениями, онлайн-оплата и др.). Реже практикуют онлайн-шоппинг представители старшего поколения 60+ лет и активные телезрители (не совершали покупок на маркетплейсах 56% и 77% соответственно).
Что покупаем… |
Мебель, косметика, украшения, электроника и даже автомобили — разнообразие и ценовой диапазон товаров на российских маркетплейсах поражает воображение. С расширением ассортимента интернет-площадок у потребителей даже пропала необходимость ходить за продуктами в супермаркет — сегодня их могут доставить в кратчайшие сроки в пункт выдачи или домой. Впрочем, пока россияне заказывают преимущественно непродовольственные товары. По результатам опроса, самая популярная категория товаров на интернет-площадках — одежда и обувь: чаще всего в 2023 г. их заказывал каждый второй из числа имеющих опыт покупок на маркетплейсах (47%). Далее с заметным отрывом следуют товары для красоты и здоровья (23%, среди молодежи 18-24 лет — 41%), электроника и бытовая техника (20% и 19% соответственно), детские товары и товары для животных (19% и 17% соответственно). Каждый седьмой опрошенный за последний год чаще всего заказывал продукты питания и товары для хобби и творчества (по 15%), еще 13% — автомобильные товары, 12% — товары для строительства и ремонта. Каждый девятый чаще заказывал товары для дома, в том числе бытовую химию (11%), каждый десятый — книги и канцелярию (10%). Меньшей популярностью пользуются товары для спорта и отдыха (7%), мебель (5%) и ювелирные украшения (2%). По-видимому, их российские потребители предпочитают увидеть воочию.
Покупательские предпочтения мужчин и женщин на маркетплейсах различаются: в «женской» потребительской корзине можно чаще увидеть одежду и обувь (56% vs. 35% среди мужчин), детские товары (23% vs. 12%), товары для красоты и здоровья (32% vs. 11%), для животных (21% vs. 11%). В «мужской» — автомобильные товары (23% vs. 5% среди женщин), электронику (32% vs. 10%), товары для строительства и ремонта (17% vs. 8%), для спорта и отдыха (11% vs. 4%). |
…и на что обращаем внимание? |
Один из явных минусов онлайн-шопинга — невозможность потрогать товар, оценить его качество. Чтобы нивелировать этот недостаток, продавцы все чаще уделяют внимание визуальному контенту — инфографике, изображениям, видео и подробному описанию товара. Впрочем, как показывает опрос, визуальная составляющая — далеко не главный критерий выбора товара на маркетплейсе, таковыми являются отзывы других покупателей и стоимость товара (65% и 52% соответственно в группе имеющих опыт покупок на маркетплейсах за последний год).
Около четверти опрошенных в первую очередь обращают внимание на подробное описание товара (27%) и наличие удобных пунктов выдачи (23%), в то время как каждый пятый признался, что падок на скидки и акции (19%). Далее примерно с одинаковой частотой звучали такие варианты, как срок доставки (17%), общий рейтинг магазина (16%), возможность возврата товара (15%) и качество его фотографий (13%).
В самой старшей возрастной когорте (60+) рейтинг критериев выбора товаров возглавила цена (49%), тогда как отзывы важны только для 43% в этой группе (vs. 65% среди всех опрошенных). Молодые россияне 18-24 лет, напротив, чаще склонны перед покупкой изучать отзывы (78%) и смотреть на рейтинг продавца (31% vs. 16% среди всех опрошенных), тогда как акции и скидки важны лишь для 8% (vs. 19% по выборке). |
В условиях высокой конкуренции продавцы на маркетплейсах нередко прибегают к маркетинговым уловкам, предоставляя постоянным клиентам персональные скидки и начисляя баллы и бонусы за отзывы и покупки. Сколько бы они ни старались заручиться лояльностью покупателей, по-видимому, это удается не всегда. Причина тому — потребительские предпочтения российской аудитории маркетплейсов. Как показал опрос, россияне, имеющие недавний опыт покупок на маркетплейсах, в большинстве своем склонны делать заказы у разных продавцов (73%), и только каждый четвертый — у проверенных магазинов, где уже есть опыт покупок (25%).
Поговорим о маркетплейсах. Это интернет-платформы, на которых продаются товары различных категорий от разных поставщиков. Например, Озон, Вайлдберриз, Яндекс.Маркет и другие. Скажите, пожалуйста, Вы совершали или не совершали покупку на маркетплейсах хотя бы один раз за прошлый 2023 год? | ||||||||
(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных) | ||||||||
Все опрошенные | Мужской | Женский | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
Да | 71 | 68 | 74 | 94 | 93 | 83 | 73 | 43 |
Нет | 28 | 32 | 25 | 6 | 7 | 17 | 27 | 56 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Скажите, товары каких категорий Вы заказывали чаще всего за прошлый 2023 год?
(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от тех, кто хотя бы раз совершал покупку на маркетплейсах за 2023 год)
Все опрошенные | Мужской | Женский | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Одежда и обувь | 47 | 35 | 56 | 50 | 43 | 52 | 51 | 38 |
Красота и здоровье | 23 | 11 | 32 | 41 | 22 | 22 | 18 | 20 |
Электроника | 20 | 32 | 10 | 23 | 22 | 23 | 16 | 15 |
Бытовая техника | 19 | 22 | 16 | 11 | 18 | 17 | 19 | 28 |
Детские товары | 19 | 12 | 23 | 10 | 27 | 28 | 14 | 9 |
Товары для животных | 17 | 11 | 21 | 18 | 22 | 12 | 17 | 17 |
Продукты питания | 15 | 13 | 17 | 12 | 14 | 16 | 16 | 18 |
Хобби и творчество | 15 | 14 | 16 | 23 | 12 | 16 | 14 | 13 |
Автомобильные товары | 13 | 23 | 5 | 11 | 11 | 15 | 14 | 11 |
Строительство и ремонт | 12 | 17 | 8 | 3 | 11 | 15 | 14 | 11 |
Товары для дома, в том числе бытовая химия (из другого) | 11 | 8 | 13 | 9 | 8 | 9 | 12 | 15 |
Книги и канцелярия | 10 | 9 | 11 | 16 | 12 | 12 | 8 | 7 |
Спорт и отдых | 7 | 11 | 4 | 12 | 8 | 6 | 8 | 2 |
Мебель | 5 | 4 | 6 | 3 | 6 | 6 | 7 | 3 |
Ювелирные украшения | 2 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Другое | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Скажите, пожалуйста, на что Вы обращаете внимание в первую очередь, когда покупаете товары на маркетплейсе? Выберите до трех наиболее важных для Вас критериев
(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от тех, кто хотя бы раз совершал покупку на маркетплейсах за 2023 год)
Все опрошенные | Мужской | Женский | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Отзывы других покупателей | 65 | 60 | 69 | 78 | 71 | 71 | 65 | 43 |
Стоимость товара | 52 | 53 | 51 | 50 | 49 | 55 | 54 | 49 |
Подробное описание товара (развернутая характеристика / качество товара / общий вид товара) | 27 | 25 | 29 | 24 | 27 | 23 | 31 | 30 |
Наличие удобных пунктов выдачи (по расположению, времени работы) | 23 | 21 | 25 | 16 | 20 | 26 | 24 | 28 |
Акции, скидки на товары | 19 | 15 | 22 | 8 | 20 | 24 | 16 | 25 |
Срок доставки | 17 | 18 | 16 | 18 | 19 | 16 | 14 | 18 |
Общий рейтинг магазина, продавца | 16 | 18 | 14 | 31 | 23 | 14 | 14 | 4 |
Возможность возврата товара | 15 | 13 | 17 | 12 | 12 | 15 | 19 | 18 |
Качество фотографий товара | 13 | 12 | 14 | 19 | 15 | 12 | 11 | 12 |
Наличие у продавца собственного сайта / интернет-магазина | 3 | 3 | 3 | 5 | 4 | 2 | 3 | 3 |
Наличие кэшбека | 2 | 2 | 3 | 3 | <1 | 3 | 3 | 2 |
Широкий ассортимент (из другого) | 1 | 1 | 1 | <1 | 1 | 1 | <1 | 1 |
Производитель товара (из другого) | 1 | <1 | 1 | <1 | <1 | <1 | 1 | 1 |
Возможность доставки на дом (из другого) | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | 1 | <1 | 1 |
Другое | 1 | 1 | 1 | <1 | <1 | 1 | <1 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 2 | 1 | <1 | 2 | <1 | 1 | 3 |
Какое из следующих суждений Вам ближе?
(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто хотя бы раз совершал покупку на маркетплейсах за 2023 год)
Все опрошенные | |
---|---|
Я предпочитаю покупать товары на маркетплейсах у проверенных продавцов и магазинов, у которых уже заказывал что-либо | 25 |
Я не отдаю предпочтений конкретным продавцам и магазинам на маркетплейсах, заказываю у разных | 73 |
Затрудняюсь ответить | 2 |
Admin- Admin
- Дата регистрации : 2016-02-14
Сообщения : 836
Репутация : 17
» Развитие розничной онлайн-торговли в России
» Маркетплейсы 2024: тренды, стратегии, точки роста
» Нейросети, маркетплейсы и контроль инфлюсенсеров: диджитал-тренды 2023 года
» Рынок c2c онлайн-торговли в 2021 году