Объявления
Энциклопедия маркетинга

Алфавитный указатель энциклопедии маркетингаАлфавитный указатель

Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск


Маркетплейсы в России: новая эра электронной торговли

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

20240530

Сообщение 

Маркетплейсы в России: новая эра электронной торговли Empty Маркетплейсы в России: новая эра электронной торговли




Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, посвященного покупкам россиян на маркетплейсах.

За покупками в интернет

Рынок онлайн-торговли активно развивается и наращивает аудиторию. По прогнозам экспертов, в скором времени онлайн-ритейл обгонит офлайн, а пока идет активная борьба за внимание и кошелек потребителей. Согласно нашим июльским данным, за последний год торговые центры с разной периодичностью посещали 71% россиян. Столько же наших сограждан ответили, что в 2023 г. хотя бы раз совершали покупку на маркетплейсах (71%) — таковы результаты свежего февральского опроса ВЦИОМ. Отсутствует подобный опыт у 28% наших сограждан.

Чаще покупки на маркетплейсах совершают женщины (74% vs. 68% мужчин), граждане с высшим и неоконченным высшим образованием (80%), горожане (69-81% vs. 64% жителей сел), а также активные интернет-пользователи (88% vs. 21% активных телезрителей). Наибольшей популярностью онлайн-шопинг пользуется у 18-34-летних (93-94%), что в целом вполне ожидаемо: молодые люди, как правило, чаще других поколений обладают базовыми цифровыми компетенциями, необходимыми для онлайн-покупок (пользование мобильными приложениями, онлайн-оплата и др.). Реже практикуют онлайн-шоппинг представители старшего поколения 60+ лет и активные телезрители (не совершали покупок на маркетплейсах 56% и 77% соответственно).

Что покупаем…

Мебель, косметика, украшения, электроника и даже автомобили — разнообразие и ценовой диапазон товаров на российских маркетплейсах поражает воображение. С расширением ассортимента интернет-площадок у потребителей даже пропала необходимость ходить за продуктами в супермаркет — сегодня их могут доставить в кратчайшие сроки в пункт выдачи или домой. Впрочем, пока россияне заказывают преимущественно непродовольственные товары. По результатам опроса, самая популярная категория товаров на интернет-площадках — одежда и обувь: чаще всего в 2023 г. их заказывал каждый второй из числа имеющих опыт покупок на маркетплейсах (47%). Далее с заметным отрывом следуют товары для красоты и здоровья (23%, среди молодежи 18-24 лет — 41%), электроника и бытовая техника (20% и 19% соответственно), детские товары и товары для животных (19% и 17% соответственно). Каждый седьмой опрошенный за последний год чаще всего заказывал продукты питания и товары для хобби и творчества (по 15%), еще 13% — автомобильные товары, 12% — товары для строительства и ремонта. Каждый девятый чаще заказывал товары для дома, в том числе бытовую химию (11%), каждый десятый — книги и канцелярию (10%). Меньшей популярностью пользуются товары для спорта и отдыха (7%), мебель (5%) и ювелирные украшения (2%). По-видимому, их российские потребители предпочитают увидеть воочию.

Покупательские предпочтения мужчин и женщин на маркетплейсах различаются: в «женской» потребительской корзине можно чаще увидеть одежду и обувь (56% vs. 35% среди мужчин), детские товары (23% vs. 12%), товары для красоты и здоровья (32% vs. 11%), для животных (21% vs. 11%). В «мужской» — автомобильные товары (23% vs. 5% среди женщин), электронику (32% vs. 10%), товары для строительства и ремонта (17% vs. 8%), для спорта и отдыха (11% vs. 4%).

 

…и на что обращаем внимание?

Один из явных минусов онлайн-шопинга — невозможность потрогать товар, оценить его качество. Чтобы нивелировать этот недостаток, продавцы все чаще уделяют внимание визуальному контенту — инфографике, изображениям, видео и подробному описанию товара. Впрочем, как показывает опрос, визуальная составляющая — далеко не главный критерий выбора товара на маркетплейсе, таковыми являются отзывы других покупателей и стоимость товара (65% и 52% соответственно в группе имеющих опыт покупок на маркетплейсах за последний год).

Около четверти опрошенных в первую очередь обращают внимание на подробное описание товара (27%) и наличие удобных пунктов выдачи (23%), в то время как каждый пятый признался, что падок на скидки и акции (19%). Далее примерно с одинаковой частотой звучали такие варианты, как срок доставки (17%), общий рейтинг магазина (16%), возможность возврата товара (15%) и качество его фотографий (13%).

В самой старшей возрастной когорте (60+) рейтинг критериев выбора товаров возглавила цена (49%), тогда как отзывы важны только для 43% в этой группе (vs. 65% среди всех опрошенных). Молодые россияне 18-24 лет, напротив, чаще склонны перед покупкой изучать отзывы (78%) и смотреть на рейтинг продавца (31% vs. 16% среди всех опрошенных), тогда как акции и скидки важны лишь для 8% (vs. 19% по выборке).

В условиях высокой конкуренции продавцы на маркетплейсах нередко прибегают к маркетинговым уловкам, предоставляя постоянным клиентам персональные скидки и начисляя баллы и бонусы за отзывы и покупки. Сколько бы они ни старались заручиться лояльностью покупателей, по-видимому, это удается не всегда. Причина тому — потребительские предпочтения российской аудитории маркетплейсов. Как показал опрос, россияне, имеющие недавний опыт покупок на маркетплейсах, в большинстве своем склонны делать заказы у разных продавцов (73%), и только каждый четвертый — у проверенных магазинов, где уже есть опыт покупок (25%).

Поговорим о маркетплейсах. Это интернет-платформы, на которых продаются товары различных категорий от разных поставщиков. Например, Озон, Вайлдберриз, Яндекс.Маркет и другие. Скажите, пожалуйста, Вы совершали или не совершали покупку на маркетплейсах хотя бы один раз за прошлый 2023 год?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Да

71

68

74

94

93

83

73

43

Нет

28

32

25

6

7

17

27

56

Затрудняюсь ответить

1

0

1

0

0

0

0

1

Скажите, товары каких категорий Вы заказывали чаще всего за прошлый 2023 год?

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от тех, кто хотя бы раз совершал покупку на маркетплейсах за 2023 год)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Одежда и обувь

47

35

56

50

43

52

51

38

Красота и здоровье

23

11

32

41

22

22

18

20

Электроника

20

32

10

23

22

23

16

15

Бытовая техника

19

22

16

11

18

17

19

28

Детские товары

19

12

23

10

27

28

14

9

Товары для животных

17

11

21

18

22

12

17

17

Продукты питания

15

13

17

12

14

16

16

18

Хобби и творчество

15

14

16

23

12

16

14

13

Автомобильные товары

13

23

5

11

11

15

14

11

Строительство и ремонт

12

17

8

3

11

15

14

11

Товары для дома, в том числе бытовая химия (из другого)

11

8

13

9

8

9

12

15

Книги и канцелярия

10

9

11

16

12

12

8

7

Спорт и отдых

7

11

4

12

8

6

8

2

Мебель

5

4

6

3

6

6

7

3

Ювелирные украшения

2

2

3

4

2

2

2

2

Другое

2

2

2

1

1

1

2

4

Затрудняюсь ответить

0

1

0

0

1

0

0

1

Скажите, пожалуйста, на что Вы обращаете внимание в первую очередь, когда покупаете товары на маркетплейсе? Выберите до трех наиболее важных для Вас критериев

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от тех, кто хотя бы раз совершал покупку на маркетплейсах за 2023 год)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Отзывы других покупателей

65

60

69

78

71

71

65

43

Стоимость товара

52

53

51

50

49

55

54

49

Подробное описание товара (развернутая характеристика / качество товара / общий вид товара)

27

25

29

24

27

23

31

30

Наличие удобных пунктов выдачи (по расположению, времени работы)

23

21

25

16

20

26

24

28

Акции, скидки на товары

19

15

22

8

20

24

16

25

Срок доставки

17

18

16

18

19

16

14

18

Общий рейтинг магазина, продавца

16

18

14

31

23

14

14

4

Возможность возврата товара

15

13

17

12

12

15

19

18

Качество фотографий товара

13

12

14

19

15

12

11

12

Наличие у продавца собственного сайта / интернет-магазина

3

3

3

5

4

2

3

3

Наличие кэшбека

2

2

3

3

<1

3

3

2

Широкий ассортимент (из другого)

1

1

1

<1

1

1

<1

1

Производитель товара (из другого)

1

<1

1

<1

<1

<1

1

1

Возможность доставки на дом (из другого)

<1

<1

<1

<1

<1

1

<1

1

Другое

1

1

1

<1

<1

1

<1

3

Затрудняюсь ответить

1

2

1

<1

2

<1

1

3

Какое из следующих суждений Вам ближе?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто хотя бы раз совершал покупку на маркетплейсах за 2023 год)

 

Все опрошенные

Я предпочитаю покупать товары на маркетплейсах у проверенных продавцов и магазинов, у которых уже заказывал что-либо

25

Я не отдаю предпочтений конкретным продавцам и магазинам на маркетплейсах, заказываю у разных

73

Затрудняюсь ответить

2

 

Источник: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/marketpleisy-v-rossii-novaja-ehra-ehlektronnoi-torgovli

avatar
Admin
Admin

Дата регистрации : 2016-02-14
Сообщения : 836
Репутация : 17

Вернуться к началу Перейти вниз

- Похожие темы
Опубликовать эту запись на: reddit

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения